4 августа вступил в силу закон, который обязывает граждан РФ, имеющих паспорт или вид на жительство иного государства, до 4 октября уведомить об этом ФМС. Но реально на исполнение этого требования будет не 60 дней, а 45: как сообщила на пресс-конференции начальник Управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Казакова, опубликованный накануне приказ этого ведомства, который определяет форму уведомления и порядок его подачи, заработает лишь 17 августа. С этого дня документы должны принимать и в отделениях ФМС, и на почте (закон разрешает отправить их ценным письмом).
Г-жа Казакова не видит ничего страшного в том, что исполнители «украли» у россиян почти две недели из отведенного законом срока: «Форма бланка уже известна, за это время можно собраться с мыслями и подготовить необходимые документы». Нотариально заверять копии иностранных документов (а они нужны) не потребуют.
Касается закон, как и предполагал «МК», миллионов россиян.
Во-первых, это те более 6 млн. бывших «советских», что получили российские паспорта после 1992 года, но при этом кто-то вышел из гражданства другого государства, а кто-то - не смог. «Мы бы рекомендовали этой категории граждан подать уведомление до 4 октября, а если отсутствует паспорт другого государства, или он утерян, или прекратил срок действия - так и надо указать в уведомлении»,- сказала г-жа Казакова.
Во-вторых, это те, кто приобрел иностранное гражданство или вид на жительство иного государства, уже будучи россиянами. Закон разрешает не подавать уведомление тем из них, кто «постоянно проживает за рубежом», но кого считать «постоянно проживающим за рубежом» - не расшифровал. Начальник Управления по вопросам гражданства ФМС полной ясности внести не смогла. Из ее слов следует, что если россиянин с иностранным паспортом или видом на жительство сейчас находится за рубежом и до 4 октября на родину не вернется, он может пока не беспокоиться: в ФМС его ждут в течение 60 дней по возвращении. Но только в том случае, если у такого россиянина есть постоянная регистрация на территории РФ. А вот если гражданин бывает за рубежом «наездами, и физически сейчас находится в России - то его в ФМС ждут в срок до 4 октября.
Что касается рабочих или студенческих виз - сначала г-жа Казакова сказала, что их обладателям (или их родителям, если речь идет о несовершеннолетних) идти в ФМС не надо. Но потом посоветовала «обратиться к законодательству конкретной страны, где обучается или работает человек, там должно быть прописано, какой документ в этой стране подтверждает постоянное проживание, и если у него не такой - уведомлять о его наличии он не обязан».
Освобождаются от необходимости уведомлять о наличии гражданства иностранного государства лишь те, у кого второй паспорт - туркменский или таджикский. Могут спать спокойно жители Крыма: им закон дал отсрочку до 1 января 2016 года.
Если гражданин сейчас находится в больнице или служит в армии, его не привлекут к административной ответственности за то, что он не вовремя уведомил о наличии второго гражданства или вида на жительство: «У него умысла нарушать закон нет», сказала г-жа Казакова. Уголовная ответственность (штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 400 часов) наступает за неуведомление о наличии гражданства иного государства, а административная (штраф в 500 - 1000 рублей) - за нарушение сроков уведомления или неполноту предоставленных сведений. Несвоевременная сдача документов, пояснили в ФМС - это и 6 октября 2014 года, и через год после этой даты.
Как могут органы власти РФ узнать, что гражданин скрывает наличие второго гражданства? У России есть международные договоры об обмене информацией только с Арменией и Белоруссией. Полномочий запрашивать о наличии второго гражданства другие страны, сказала г-жа Казакова, «у нас нет»...
Доказательством того, что закон исполнен, станет уведомительный талон: его получит каждый, сдавший документы.
Глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») сказал корреспонденту «МК», что «иногда у людей складывается впечатление, что этот закон сложен в исполнении и носит репрессивный характер, но это не так». Он сообщил, что «систематически обсуждает вопросы, которые касаются правоприменения и трактовки закона, практических вопросов поступает очень много, но ответить на них не представляет существенной сложности».